Вынос крыши от стены
Свес крыши частного дома
Постройка крыши – это долгий процесс, который состоит из множества этапов, каждый из которых важен для функциональности и надежности построенной крыши. После того, как завершились основные работы, наступают менее масштабные, но таких же конструктивные: подшивка карнизного свеса крыши.
Карнизный свес кровли – это конструкция, выступающая за пределы стен здания, предназначенная для защиты фундамента и наружных стен постройки от дождя и других природных осадков. Дополнительная функция этой конструкции – придание крыше законченного вида и превращение ее в элемент декора. По-другому называют «коробочкой».
Факторы, влияющие на величину выноса
Любое строительное решение – это компромисс между целесообразностью, стоимостью и прочностными характеристиками материала:
- Если свес будет слишком коротким, снег или косой дождь будет вызывать намокание стен, что негативно скажется на долговечности дома.
- Если сделать вынос слишком далеко, возрастет нагрузка на стропила, что уменьшит долговечность кровли.
- Если сделать конструкцию крыши более прочной, повысится стоимость работ.
Вот и приходится проектировать крышу так, чтобы примирить друг с другом эти факторы. В советские времена действовали СНиПы, которыми были установлены требования по величине выноса крыши. Для крыш с неорганизованным стоком величина свесов устанавливалась в 600 мм и более, для крыш с системой водоотведения допускался размер в 400 мм и более. Сегодня эти документы уже утратили силу закона и в проектировании опираются только на здравый смысл.
Устройство подшивки карнизного свеса крыши
Чтобы дом выглядел красиво, карнизный свес снизу закрывают — подшивают, различными материалами. Подшивку свеса иногда называют иностранным термином «софит» или «соффит».
Подшивку свеса можно выполнить несколькими способами.
Горизонтальная подшивка
Если в качестве силового каркаса крыши используется система стропил, то горизонтальную подшивку выполняют следующим образом.
Панели горизонтальной подшивки крыши вставляют в пазы стартовых планок перпендикулярно плоскости наружной стены.
Бруски, на которые устанавливают панели подшивки, не должны иметь крепления к наружной стене. Иначе, перемещения деревянных деталей стропильной системы при изменении нагрузки, влажности или температуры, будут вызывать деформацию панелей подшивки.
Товары для строительства и ремонта
На строительном рынке пластиковые панели для монтажа софита можно найти у продавцов сайдинга. Некоторые производители водосточных систем из ПВХ также производят панели для софита.
Сайдинг для софита имеет большой выбор цветов и фактур. Материал легкий, долговечный и относительно дешевый, благодаря этому очень популярен.
Профиль панели может содержать одну, две или три планки шириной 10 — 12 см. каждая. Толщина материала 1 — 2 мм. Планки могут иметь перфорацию.
Из панелей нарезают отрезки, длиной на несколько милиметров короче расстояния между J — профилями. Панель должна размещаться в противоположных профилях свободно для того, чтобы компенсировать температурные изменения длины панели.
Пластиковые J — профили прикрепляют к деревянным планкам через каждые 30 — 50 см.
Подшивка карнизного свеса частного дома панелями, вагонкой ПВХ
Кроме сайдинга, для устройства софита используют панели ПВХ, которые имеют объемную сотовую структуру. Толщина панелей 8 — 10 мм., ширина 10 — 30 см. Узкие панели часто называют пластиковой вагонкой.
Благодаря сотовой структуре, панели ПВХ более жесткие, чем сайдинг, а их вес не намного больше. Для соединения панелей между собой по их краям сформированы паз и гребень.
Панели в софите прикрепляют к обрешетке из деревянных брусков. Саморезы вворачивают в край паза панели. Расстояние между саморезами около 30 см.
За софитом из сайдинга или панелей ПВХ очень легко ухаживать. По мере необходимости покрытие моют водой с добавлением антистатического средства.
Для подшивки карниза иногда используют кровельный профилированный лист — профнастил. Рекомендуется использовать листы с высотой волны не более 20 мм.
Традиционное дерево для устройства софита используют все реже. Чтобы хорошо выглядеть деревянные детали требуют регулярного ухода. Примерно каждые пять лет дерево необходимо обрабатывать защитными составами, красить или покрывать лаком.
Горизонтальная подшивка больше подходит для дома с вальмовой или шатровой формой крыши.
Подшивка параллельно скату
Подшивка параллельно скату
Карнизный свес двухскатной крыши частного дома чаще всего подшивают параллельно скату крыши.
Для устройства софита параллельно скату применяют те же материалы, что и для горизонтальной подшивки.
Карнизный свес крыши дома без подшивки
Карнизный свес закрывают подшивкой для того, чтобы придать дому привлекательный вид. Торчащие стропила и нижняя поверхность кровли обычно выглядят не эстетично. Но делают это не всегда. На фото выше показан вариант устройства широкого карнизного свеса без подшивки.
Как увеличить фронтонный свес крыши. Фронтонный свес
Фронтонный свес – это выступающий элемент скатов крыши, обрамляющий торцевой фронтон по бокам и переходящий в карниз. Ширина свеса не регламентируется строительными нормами, обычно этот параметр варьируется в районе 0,4-0,7 м. Чем шире фронтонный свес, тем лучше он защищает отделку стены от попадания влаги. Однако, важно, чтобы этот элемент гармонировал с общим архитектурным замыслом. Сделать фронтонный свес можно следующими способами:
Схема расположения фронтонного свеса
- За счет обрешетки. Когда происходит монтаж обрешетки на стропильную системы, ее удлиняют так, чтобы она формировала свес над фронтоном торцевых стен. Этот метод подходит для кровельных материалов с небольшой массой (еврошифера, битумной черепицы, мягкой кровли), если ширина свеса менее 40-50 см. Для более массивных конструкций этот способ ненадежен, так как доски обрешетки не выдержат увеличенную нагрузку.
Монтаж свеса на обрешетке
Формирование свеса за счет стропильной системы
Чтобы материал свеса сам не страдал от воздействия влаги, с нижней стороны его необходимо подшить. Для отделки используют древесину, сайдинг, софиты, профнастил. Опытные кровельщики советуют подшивать свесы специализированными софитами с перфорацией, чтобы не ограничивать проникновение воздуха в толщу кровельного пирога.
Стеновые свесы
Стеновые свесы делают двумя способами.
- Первый – свесы являются частью стропильных ног.
- Второй применяют, когда стропила заканчиваются на уровне стены. К ним крепятся доски, называемые кобылками. По сути, стропильные ноги удлиняют. Иногда кобылки устанавливают не параллельно стропилам, а более горизонтально. В этом месте скат крыши будет казаться изломанным. Получается своего рода трамплин для воды, и она отбрасывается от стен дальше.
Высота и пропорции свеса
Высота размещения карнизного свеса по отношению к уровню земли определяется высотой аттиковой стены. В домах без аттиковых стен конструкция крыши может опираться на конструкцию перекрытия. В этом случае линия края карнизного свеса может проходить непосредственно над верхней линией окон первого этажа. У домов с аттиковой стеной карнизный свес размещается значительно выше окон, что способствует хорошему освещению помещений. Большую высоту стен иногда маскируют, применяя для их отделки другой материал или иной цвет штукатурки. Но это же выполняют с помощью удлинения кровельных скатов. Очень важны необходимые пропорции карнизного свеса — слишком узкий свес может выглядеть комично, чрезмерно большой — может сильно затенить помещение. Архитектурная практика проектирования показывает, что ширина карнизного свеса, накрывающего место отдыха или террасу, должна составлять минимум 70 см. Действующие в Украине строительные нормы ширину карнизного свеса крыши не ограничивают. Но размер карнизного свеса должен соответствовать архитектурному стилю здания, находиться в пропорциях с размерами дома и его деталями, а также гармонично увязываться с окружающим ландшафтом, сохраняя красоту естественного окружения дома.
Укрепление и защита свесов
Неправильный монтаж и подшивка свесов крыши может приводить к их деформации, отвисанию и выходу из строя под действием ветра и снежной нагрузки. Для исключения подобных неприятностей необходимо чтобы и свес, и его обшивка были связаны со стропильной системой крыши.
Для более эффективной защиты свесов следует тщательно крепить «коробочки» и соединительные элементы стропил.
Помимо этого, для предотвращения закупоривания водосточных систем, выполняют установку нагревательных элементов на участке крыши, расположенном перед свесом, и в самой водосточной системе. Это позволяет организовать растопку налипшего снега и его спуск в сливную канализацию, тем самым снизив нагрузку на свес крыши.
Калькулятор расчета удлинения стропил для формирования карнизного свеса
При проектировании крыши нельзя забывать о том, что по периметру дома необходимо обеспечить карнизный свес кровли, с тем расчетом, чтобы максимально защитить стены от прямого попадания атмосферных осадков и организовать систему водостока. Один из самых распространённых вариантов – это предусмотреть вынос стропил наружу за мауэрлат на определённую длину.
Калькулятор расчета удлинения стропил для формирования карнизного свеса
Так как стропила обычно изготавливаются из качественного бруса достаточно большого сечения, то такое удлинение не всегда бывает оправданным. Значит, напрашивается аналогичный, но более экономный подход – это наращивание длины стропил кобылками, специальными деталями системы, на которые может пойти уже более тонкий и короткий пиломатериал. Ниже расположен калькулятор расчета удлинения стропил для формирования карнизного свеса. Следует правильно понимать, что он подойдет и для определения рабочей длины кобылок, без учета монтажного участка для соединения со стропилами.
Калькулятор расчета удлинения стропил для формирования карнизного свеса
Краткие пояснения по проведению расчета
На нашем портале имеются калькуляторы для расчета длины основных (центральных) и накосных стропильных ног , а также для вычисления длины укороченных стропил — нарожников . И в том, и в другом случае расчет проводится только до точки соединения стропила с мауэрлатом. А как найти нужное удлинение для карнизного свеса? Это хорошо показано на схеме ниже:
Принцип определения удлинения стропила для формирования карнизного свеса
Исходными данными будут являться планируемая ширина карнизного свеса k (расстояние по горизонтали от стены до края кровли) и угол крутизны ската α. В калькуляторе заложена необходимая тригонометрическая функция для расчета. Полученное значение ΔL в одинаковой степени справедливо для всех стропил односкатной или двускатной крыши, для центральных стропил и всех нарожников вальмовой и шатровой крыши.
Цены на крепления для стропил
Удлинение накосной стропильной ноги будет несколько отличаться размерами, но и это учтено в калькуляторе — пользователь может выбрать любое из направлений расчета.
Простота расчета и монтажа, минимум материалов – односкатная стропильная система.
Если возводится гараж, сарай, беседка, хозяйственная постройка, навес для машины, то часто самым удачным решением будет применение самой доступной схемы. Стропильная система односкатной крыши несложна в расчетах и монтаже – читайте о ней в специальной публикации нашего портала.
Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!
Строительство домов
Когда закончен монтаж кровельного покрытия, начинается работа по обшивке свеса крыши. Делается это не только для защиты фасада и обеспечения вентиляции кровли, но и для придания законченного внешнего вида строению. В статье будет рассказано о том, какие материалы используются для этих целей и как производится подшивка карниза крыши своими руками софитом, профнастилом и деревянной вагонкой.
Содержание:
Устройство карниза кровли
Карнизный свес – это выступ стропил за пределы фасада дома. Он может быть как простым, так и с выносом. Первый более прост в исполнении, и при сильном ветре в нем не будет неприятно гудеть, чего не скажешь о втором варианте.
Узел свеса кровли
1- Желоб водостока;
3- фартук из металла на лобовой доске;
5- направление, по которому движется воздух;
6- брусок 5х5 см;
7- стропильная нога (кобылка);
8- подшивной материал;
10- доски являющиеся основой карнизного свеса;
11- опорный брусок для фиксации брейки.
Существует два вида карнизного свеса — боковой и фронтальный.
Фронтальный карниз крыши
Фронтальный нужен для защиты фасада дома. Он представляет собой боковые края наклонных скатов кровли. Соответственно у вальмовой (четырехскатной) крыши они отсутствуют.
Устройство фронтального свеса обыкновенной двухскатной крыши выполняется путём выпуска несущих перекладин, закреплённых на стропилах. Нередко можно встретить, когда фронтальный карниз образуется досками обрешетки, которые укладываются на пароизоляцию под кровельный материал. На них крепится карнизная доска, которая в дальнейшем будет обшиваться профнастилом или софитом.
Боковой карниз крыши
Боковой свес имеют все наклонные кровли. Он образуется стропилами, которые выдаются за пределы стены дома. Расстояние их выступа рассчитывается из высоты дома и ширины отмостки, зачастую это порядка 50-70 см.
Хоть и считается, что минимально допустимый размер свеса составляет 50 см, но встречаются и более узкие.
- В этом случае стена дома обязательно должна иметь хорошую ветрозащиту, так как под косым дождем она будет сильно намокать.
- Второй вариант исправить положение – установить кобылки, тем самым нарастив длину стропил. Но это довольно трудоемкий процесс, и при уже сделанной крыше, мало кто хочет все вскрывать и заново переделывать. Поэтому важно еще на этапе строительства предусмотреть необходимый размер свеса кровли.
Стропила соединяются между собой досками по всей длине карниза. В дальнейшем они будут закрыты облицовочным материалом.
Создание правильной вентиляции кровли через карнизы
Основной функцией любого карниза является защита крыши от атмосферных воздействий. Но при этом, он не должен препятствовать естественному вентилированию подкровельного пространства. Важно это не только для жилых мансардных этажей, но и для холодных крыш. Более теплый воздух, поднимающийся от земли, должен беспрепятственно проходить сквозь карниз и продвигаясь между пароизоляционным и кровельным материалом уходить через конек наружу. Именно по этой причине при подшивке карниза запрещено использовать различные герметики и монтажные пены. В противном случае будет образовываться конденсат, который приведет к намоканию кровельного утеплителя.
Но здесь есть исключения — вентилируемыми делаются карнизы только под скатами крыши, а все фронтальные свесы закрываются «наглухо».
Выбор материалов для подшивки свесов крыши
На сегодняшний день существует широкий ассортимент материалов для подшивки кровельного карниза. Безусловно, каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками, но все они в полней мере защищают его от влажности, обеспечивают утепление и вентилирование кровли. Делая выбор в пользу того или иного материала, следует руководствоваться не только его красивым внешним видом, но и продолжительностью эксплуатационного срока.
Профнастил
Это оцинкованная сталь с разноцветным полимерным покрытием. Он устойчив к механическим повреждениям и перепадам температур, имеет необходимую жесткость, а также не боится ветровых нагрузок. Чтобы обеспечить необходимую вентиляцию, делается зазор между профнастилом и стеной дома равный высоте его волны.
Софиты
Это наиболее популярный материал, специально предназначенный для подшивки карнизов. По сути – это пластиковые панели, внешне напоминающие сайдинг, но уже имеющие вентиляционные отверстия. Также от обычного сайдинга они отличаются и тем, что в их составе присутствуют УФ-стабилизаторы, которые защищают софиты от негативного влияния солнечных лучей.
Медные софиты
Это долговечный материал, внешне очень эстетичный и презентабельный, но и довольно дорогостоящий. Софиты из меди обладают высокими огнестойкими и прочностными характеристиками.
Алюминиевые софиты
Они очень легкие, пожаростойкие, эластичные, а при необходимости их ремонт не составит труда. Также имеют высокую стойкость краски, благодаря чему насыщенность цвета не меняется под воздействием ультрафиолета.
Недостатком является только скудность цветовой гаммы – их производят белого или коричневого цвета.
Оцинкованные софиты
Они долговечны и не нуждаются в дополнительном уходе. Это прочные софиты, которые не боятся влаги и огня. Но имеют довольно большой вес, что в некоторой степени делает их монтаж более трудоемким.
Виниловые софиты
Это недорогой и самый популярный вариант софитов для подшивки кровельных карнизов. Они обладают легким весом, прекрасно защищают от воздействий внешней среды, имеют благородный внешний вид, просты в установке, а также создают бесшовное полотно, обеспечивая полноценную вентиляцию подкровельного пространства.
На сегодняшний день их изготавливают из огнестойкого пластика, который, к тому же способен выдерживать серьезные нагрузки. Выпускаются трех видов:
- сплошной трехполосный без вентилируемых отверстий;
- полностью перфорированный;
- трехполосный с перфорированной центральной полосой (самый популярный).
Независимо от выбранного материала софитов, все они довольно легко монтируются, и такая работа не составит труда даже для новичка в строительстве. Основное правило при их установке заключается в том, что располагаются они перпендикулярно стене, а не вдоль.
Деревянная вагонка и обрезная доска
До сих пор нередко можно встретить, что для подшивки карнизного свеса выбирается настоящая древесина. Так как она устанавливается снаружи дома и подвергается агрессивному влиянию окружающей среды, к выбору материала надо подходить ответственно. Нельзя экономить и покупать слишком тонкую вагонку, ее оптимальная толщина составляет 2 см. Также она должна быть средней влажности (не подойдет слишком влажная, так как ее может «повести», но и очень сухая тоже не лучший вариант).
Для обеспечения вентиляции, доски прибиваются с отступом от стены в 2 см.
Подшивка кровельного свеса по стропилам
Этот способ рационален для крыш с небольшим углом наклона. Сложность такого исполнения обшивки заключается в том, чтобы все края стропил образовывали ровную плоскость.
Но навсегда этого можно добиться, тогда выходом из положения станут небольшие доски, которые крепится на стропила. Их длина равна расстоянию от стены дома до края свеса. Чтобы установить их ровно, вначале прикручивается по одной доске с каждого края карниза и между ними натягивается шпагат. По полученному ориентиру крепятся все остальные отрезки досок. Обшивка к такому каркасу крепится на металлические уголки или шурупы.
Подшивка кровельного свеса по деревянному коробу
Этот способ идеально подходит для крыш с большим наклоном. Для обустройства такого короба берется обрезная доска толщиной 4 см и крепится между стеной дома и краем стропил. Если одни ее край устанавливается непосредственно к стропильной ноге, то для фиксации второго края потребуется монтаж примыкающей к стене доски, которая сверху прикручивается к стропилам.
Возможен и второй вариант, когда вместо дополнительной вертикальной доски к стене дома крепится брус на дюбели.
На этом каркас короба закончен, и к нему можно крепить обшивку. Для обеспечения необходимой жесткости всей конструкции, крепить все следует не на гвозди, а на шурупы или уголки.
Подшивка карнизных свесов софитами
- Софиты комплектуются двумя специальными планками, которые имеют формы буквы J или F. Она из них крепится к подготовленной на стене дома деревянной рейке, а вторая со стороны свеcа. В качестве креплений используются саморезы. Все планки должны крепиться абсолютно ровно по отношению друг к другу, поэтому рекомендуется, вначале произвести разметку.
- Затем измеряется ширина карнизного свеса кровли и от полученного результата вычитается 6 мм. Делается это для того, чтобы создать необходимый зазор, который компенсирует тепловое расширение материала. Софиты нарезаются полосками нужной длины.
- Подготовленные пластины слегка сгибаются и вставляются в пазы установленных профилей. Где они фиксируются саморезами.
- Для того чтобы подшить угол карниза, длину планок софитов требуется плавно уменьшать, отрезая одну из сторон под углом в 45 градусов.
Для их соединения используются H-профиль или два J-профиля.
Более подробную инструкцию о том, как подшить карниз крыши софитами можно посмотреть на представленном ниже видео.
Важные моменты в работе с софитами
- Крепится софит только под прямым углом и через специальные отверстия;
- обязательно должен оставаться зазор, чтобы панель могла беспрепятственно расширяться или сжиматься;
- оптимальный размер креплений: длина ножки 3 мм, ширина шляпки 8 мм. Они не должны быть прикручены плотно, а иметь зазор между шляпкой и поверхностью софита равный 1 мм;
- расстояние между местами креплений равняется 40 см (можно чаще);
- режут софиты с помощью циркулярной пилы с полотном, на котором зубья расположены в обратную сторону. Также можно воспользоваться ножницами по металлу или ножом. В последнем случае лучше всего начертить им место надреза, и сгибая по ней панель, отломить необходимый отрезок;
- хранить и транспортировать софиты надо на ровной поверхности невысокими стопками (пачек 10-15);
- несмотря на то что производителя заверяют возможность монтажа софитов даже в зимнее время, не рекомендуется проводить работы, если температура ниже отметки в 15 градусов.
Подшивка карнизов крыши профнастилом
- Вначале на стену в горизонтальном положении прибивается брусок по уровню края свеса. На одном уровне с ним крепится второй брусок вдоль края стропильных ног;
- профнастил нарезается нужной длины (не забывая про тепловой запас материала и необходимость вентиляционного зазора) и на саморезы прикрепляется к установленным брускам;
- место стыка профлиста и стены закрывается планкой внутреннего угла, а соединение внешнего края со стропилами декорируется аналогичной планкой внешнего угла.
На этом монтаж профнастила завершен.
Подшивка кровельного свеса деревянной вагонкой или доской
Подшивку кровельных свесов удобнее всего производить снизу, стоя на строительных лесах или на стремянке.
Важно! Подшивать карниз следует только после того, как стены дома полностью утеплены снаружи, сделана пароизоляция и закончен монтаж облицовочного материала.
Перед обшивкой свесов вагонкой, все стропила на боковых карнизах, должны быть не только одной длины, но и быть точно параллельны стене дома. К ним крепятся обвязочные ветровые доски.
Когда все это выполнено, начинается монтаж крепления обшивки.
- Вначале одна доска прикручивается к стене вертикально, нижний ее край должен находиться на уровне края стропил — на рисунке выше (1).
- Вторая доска крепится между стропилами и доской номер 1 по их нижним краям (2). Она должна быть параллельно земле. Таким образом, и получается основа, на которую будет устанавливаться обрешетка.
- Когда каркас подготовлен, начинается монтаж самой обшивки.
- При обшивке кровельного карниза досками, между ними и стеной необходимо оставлять небольшой зазор. Сами доски выбираются ровные, хорошего качества и толщиной 1-2 см.
- Чтобы обеспечит необходимое вентилирование подкровельного пространства при обшивке деревянной вагонкой, по всему периметру рекомендуется установить вентиляционные решетки с шагом в 1,5 метра.
Но зачастую, полагаясь на свойства древесины «дышать», большинство строителей не придерживаются этих правил.